28.03.2014 - Автоперевозки: фора исчерпана, что дальше?

Автоперевозки: фора исчерпана, что дальше?

 
Автоперевозки: фора исчерпана, что дальше?

Законы экономики не меняются. За подъемом следует выход на прямую линию. Далее возможны варианты. Прогнозируя сценарии развития отрасли автомобильных перевозок, можно однозначно сказать лишь то, что к концу текущего года большого разрыва у автоперевозчиков и операторов РЖД в динамических показателях роста не будет.

Немного истории. Начало процесса перетекания грузов из железнодорожных вагонов на грузовые автомобили начался в предкризисном 2007 году. Вплоть до 2010 года это явление не очень напоминало о себе, но в 2010 году, в период кризиса реформы РЖД, грузоперевозки автомобильным транспортом получили карт-бланш. Для большого количества мелких и средних предприятий, дающих, в совокупности, почти половину объема погрузки на железной дороге, железнодорожные транспортные услуги оказались недоступны. Вновь образованные железнодорожные транспортные компании охотились за крупными клиентами, и заботились лишь о текущей доходности бизнеса, не заглядывая в перспективу. Но как показывает опыт, в перспективу смотреть следует.

И так, 2010 год – начало отрыва. Разница в полтора процента по грузообороту относительно 2009 года. В текущем году – четыре процента относительно 2012 года. По сути дела, транспортные компании получили у железной дороги фору, которая помогла пережить экономическую рецессию.

Первые признаки того, что динамика автомобильного транспорта пойдет на снижение, появились в сентябре 2012 года. Грузооборот операторов РЖД составил сто двенадцать процентов относительно сентября 2011 года, грузооборот на автомобильном транспорте составил всего лишь сто четыре процента. Это был небольшой, но характерный всплеск. В последующие месяцы, в том числе в текущем году картина восстановилась, и более того, разрыв увеличился. За январь-февраль текущего года, грузооборот операторов РЖД составил около девяноста пяти процентов относительно аналогичного периода прошлого года, грузооборот на автомобильном транспорте – сто два процента. Сухие цифры Росстата говорят, в том числе и том, что в этом году грузоперевозки не будут развиваться столь динамично, как в предыдущие годы.

Следует учесть и то, что РЖД предпринимает серьезные шаги для того, чтобы отыграться за кризисный период. Это введение системы гибкого тарифного регулирования, организация движения грузовых маршрутов по расписанию, разработка проекта контрейлерных перевозок, создание собственных автотранспортных предприятий. Что касается последнего, то возможно для автоперевозчиков это будет положительным обстоятельством, которое означает переход от конкурентных взаимоотношений с РЖД, к отношениям партнерским.

В качестве заключения хотелось бы сказать, что у автоперевозчиков нет оснований для пессимизма, не смотря на то, что фору, полученную от РЖД, можно в самое ближайшее время считать исчерпанной. Рынок – это борьба, и шансы на победу всегда есть у каждой из сторон. Ведь объединение во имя продолжения совместной борьбы – это тоже своего рода победа.

Автор публикации URFOTRANS.RU

 

 
Вам статья эта со snoom.ru понравилась? Тогда перейдите на главную страницу снум.ру, может найдете ещё что-то интересное на портале для себя.